Марголина
Татьяна Ивановна
Уполномоченный по правам человека в Пермском крае
Миков
Павел Владимирович
Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае
Главная страница
Версия для печати
Написать письмо
RSS
Канал Уполномоченного на YouTubeОбратиться к Уполномоченному

Последние загруженные фотографии

Новость за 22 августа 2012 года

22 августа 2012

На протяжении 2008-2012  годов  Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае анализировал  реализацию краевого проекта «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения» («Мамин выбор»).

В докладе «О соблюдении  прав и законных интересов ребенка в Пермском крае в 2008 году» Уполномоченный отмечал, что «в  ходе реализации пилотного проекта в 14 муниципальных образованиях Пермского края не были учтены и реализованы рекомендации Уполномоченного по правам человека в Пермском крае, данные им в «Заключении на проект Постановления Правительства Пермского края «О пилотном проекте «Предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения» (исх. №453 от 01.11.2007 г.), что привело к грубому нарушению прав детей на получение дошкольного образования. Выплата компенсаций стимулировала процесс перевода детей из дошкольных образовательных учреждений и лишения тем самым их наиболее качественного получения дошкольного образования, а также профессиональных  услуг по развитию и воспитанию детей. В виду того, что выплата компенсаций не предусматривает обязательного  заключения  договоров с лицами, оказывающими образовательные услуги, в том числе с родителями, последними данная выплата  рассматривается как форма оказания государством социальной поддержки семье в целом». Несмотря на неоднократные заверения краевого Министерства образования негативные тенденции по выбору родителями детей дошкольного возраста компенсации взамен посещения детского сада (особенно в сельской местности) только усиливались. Государство фактически устранилось от решения проблемы расширения сети дошкольных учреждений в крае.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка, государства обязуются во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка. Принцип обеспечения наилучших интересов ребенка, многократно упоминаемый в Конвенции (в том числе в статьях 9, 18, 20-21, которые непосредственно касаются раннего детства), распространяется на все действия, касающиеся детей, и требует принятия активных мер для защиты их прав и содействия их выживанию, росту и благополучию, а также мер, направленных на оказание поддержки и помощи родителям и другим лицам, на которых лежит повседневная обязанность по осуществлению прав детей.

Согласно части 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации  государством «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях». Рассматривая вышеназванное конституционное положение во взаимосвязи с положениями статьи 38 Конституции РФ, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – это равное право и обязанность родителей, становится очевидным, что естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства и муниципальных образований заботиться о воспитании детей. Таким образом, Конституция РФ, непосредственно определила систему гарантирования права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, предполагающую сохранение в достаточном количестве имеющихся дошкольных образовательных учреждений и при необходимости расширение их сети.

Уполномоченный по правам ребенка в Пермском крае всегда рассматривал проект «Мамин выбор» как вынужденную временную меру, которая была принята с целью снятия социальной напряженности и предотвращения протестных действий родителей детей-дошкольников, не имеющих возможности посещать детский сад в связи с отсутствием мест. Позитивно оценивая возможность получения пособия родителями, один из которых не имеет возможности работать в связи с необходимостью ухода за ребенком (вследствие отсутствия мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях), родителям необходимо осознавать, что нахождение ребенка дошкольного возраста в домашних условиях, не решает проблему получения ребенком дошкольного образования. Дошкольное образование позволяет обеспечить детям не только присмотр и уход, но и воспитание, обучение, развитие и оздоровление.

В своем докладе по итогам 2011 года Уполномоченный по правам ребенка рекомендовал  краевому Министерству образования проанализировать итоги реализации проекта «Мамин выбор» и начать поэтапное перераспределение средств проекта с ежемесячных денежных выплат семьям на строительство, реконструкцию дошкольных образовательных учреждений, а также пересмотреть подходы к организации дошкольного образования детей-инвалидов, в частности решить вопрос об увеличении размера компенсации детям-инвалидам по состоянию здоровья не имеющим возможность посещать детский сад. 

экология заключение о нарушении прав российские и международные новости Пермский край детские дома медиация конференции лето 2016 конкурсы культура память жертв репрессий Общественная приемная Уполномоченного ксенофобия медицина образование мигранты ПРЕСС-РЕЛИЗ Ежегодный доклад-14 Т.Марголина права детей труд Кудымкар Коми-Пермяцкий округ выселение из общежитий права детей конференция 7-8 апреля 2016 доклады ежегодный доклад религия инвалиды призыв прием граждан Большое жюри законодательство круглый стол семинар колонии восстановительное правосудие местное самоуправление приемные семьи просвещение выборы СМИ НКО анонс жилье календарь дискриминация конференция ГУ МВД происшествие судебные приставы труд детский омбудсмен День защиты прав детей совещание
Сайт разработан РЦИ ПНИПУ